Сегодня мы беседуем с Е. С. Янькиной, клиническим психологом, руководителем отдела психологического консультирования ЦЗМ «Покров», перинатальным психологом 5-ой поликлиники г. Тюмени. Наш разговор касается в основном первого года жизни малыша и что происходит с мамой в этот период. У Елены Сергеевны большой опыт в этой области, и не только потому, что она профессионал своего дела, но ещё и мама с большим опытом в вопросе рождения и воспитания детей. В мае 2023 года Елена Сергеевна вновь стала мамой уже 7-го ребенка. Всего в её семье воспитывается 8 детей.
«Обычная преданная мать»
Елена Сергеевна, надо ли готовиться к материнству? Насколько это важно?
– К материнству, конечно, нужно готовиться, хотя это не всегда возможно, чаще беременность наступает, когда никто к ней особо не готовился. Но, как показывает практика и мой личный опыт, подготовка к материнству играет положительную роль – и в том, что ребенок будет более здоровым и счастливым, и в том, что мама будет более адекватно относиться к своей роли и у неё будет больше счастливых моментов в своём материнстве.
Есть такое понятие как «готовность к материнству». Здесь можно выделить несколько основных блоков. Это личностная готовность, адекватная модель родительства, мотивационная готовность, сформированность материнской компетентности, сформированность материнской сферы. Я немного вам раскрою, что это всё означает. В личностную готовность входят, конечно же, какие-то необходимые для мамы качества, такие, к примеру, как эмпатия, способность быть здесь и сейчас, творческие способности, интерес к развитию другой личности, способность к совместной деятельности. Сюда можно также отнести способность к принятию ответственного решения, привязанность, внутренний локус-контроль. Внешний локус-контроль, когда человек думает, что любое событие в жизни зависит от каких-то внешних обстоятельств. А внутренний – это как раз понимание того, что многие события в жизни зависят от самого человека. Такие женщины имеют высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, а значит, степень их психологической готовности будет зависеть от результатов их собственных действий. Сюда относится также отсутствие зависимостей: их наличие говорит о личной неготовности к материнству, о глубоких душевных ранах.
Что такое адекватная модель родительства? Это сформированность модели материнской и отцовской сферы. Они формируются в своей первичной семье – где вы родились. Если там были проблемы, то с этим надо работать: с родительскими установками, с воспитательными стратегиями, материнским отношением к ребёнку.
Что касается мотивационной готовности: мотивация бывает конструктивная, когда женщина хочет родить ребенка, чтобы дать жизнь уникальной личности. Деструктивная же выражается в каких-либо эгоистических целях. К примеру, родить ребёнка, чтобы удержать мужчину, или для того, чтобы достигнуть определенного социального статуса, или разрушить семью мужчины, с которым женщина вступила в отношения, другие ситуации.
Сформированность материнской компетентности говорит о том, что отношение к ребёнку должно быть не только как к субъекту физических потребностей, но и психических. У мамы должна быть способность к адекватному реагированию на поведение ребёнка, на его состояние, а также и на своё собственное. Это, к примеру, гибкое отношение к режиму, возможность его менять, ориентация на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребёнка в ранний период его развития. Матери также необходимы знания о психическом и физическом развитии ребенка, о его возрастных особенностях.
Также кратко скажу о сформированности материнской сферы. Есть определенные этапы онтогенеза - становления, развития. Девочка только рождается, растёт, и она в норме проходит эти этапы. К ним относятся: взаимодействие со своей мамой, игра в куклы и взаимодействия со сверстниками, этап нянченья, когда девочка понянчилась со своим братом или сестрой. Кстати, на доабортном консультировании я часто об этом говорю, насколько важно девочке с 4-х до 14-ти лет понянчиться со своим братиком или сестрой. Потому что это важнейший и необходимый этап формирования материнской сферы. Следующий этап реализуется уже во взаимодействии со своим ребенком и включает в себя беременность, роды, послеродовый период, младенческий возраст ребенка. И переход к последнему этапу развития материнской сферы – образованию эмоциональной привязанности к ребёнку, личностного принятия, личностного интереса к внутреннему миру ребёнка, его развитию и изменению.
Всё сказанное кажется достаточно сложным, и в то же время всё достаточно легко. Известный педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт ввёл такое понятие, как «обычная преданная мать». Это такая мать, которая умеет откликаться на нужды своего малыша, интуитивно чувствуя его потребности, удовлетворяя их. Её даже учить этому не надо, она все знает сама: когда младенца нужно взять на руки, когда положить, не трогать или повернуть на бочок. Может показаться, что эти действия незначительны, но, повторяемые раз за разом, они дают основу способности ощущать себя реально существующим. С этой способностью ребёнок может смело встретиться с миром.
Условия для существования такого вот естественного вида материнства у женщины – успешно пройденные этапы, о которых я рассказывала выше. И если женщина способна быть той самой «обычной преданной матерью», то никакие специалисты не должны вмешиваться. Этими вмешательствами можно навредить…
В каждой женской консультации необходим перинатальный психолог
Если женщина не готовилась к материнству, беременности, то как ей быть?
– Ей нужно готовиться хотя бы в течение самой беременности. Я как раз с такими женщинами и работаю в женской консультации. Выявляю группы риска, приглашаю на дополнительные беседы, пытаюсь диагностировать, провожу коррекцию. В городе у нас немало таких мест, где есть курсы подготовки к родам, материнству. Считаю, что такие занятия могут принести пользу беременным женщинам. Там можно задавать какие-то волнующие их вопросы, познакомиться с другими беременными женщинами, поделиться с ними своими тревогами, страхами, такое общение полезно. Конечно, на таких курсах не решаются задачи, связанные с «поломками» в материнской сфере. На самом деле, в течение беременности сложно с этим работать, потому что беременная женщина очень впечатлительная, ранимая, у неё лабильная психика и поэтому какие-то серьезные, глубокие вмешательства в её внутренний мир могут нанести ей вред. Но если это вмешательство есть, то оно должно быть не слишком глубоким. Тем не менее есть определённые вещи, которые можно успеть проработать. Я очень надеюсь, что все беременные смогут посещать перинатального психолога на периоде подготовки к рождению ребёнка. Было бы замечательно, если бы в каждой женской консультации работал такой специалист. Обязательно компетентный, проходящий обучение на постоянной основе, а также супервизию у опытных коллег. Я лично считаю, что работа психолога с беременной женщиной даже более важна, чем просто плановое посещение врачей, потому что от того, насколько у неё все в порядке в психологической сфере, зависит и её соматическое здоровье. И вообще можно сказать, что психологическая подготовка к материнству – это основа из основ.
Диада – мать и дитя
Первый год считается самым сложным для мамы. Порой в социальных сетях пишут, что родив ребенка, женщины погружаются в какой-то непрерывный кошмар. Как вы это прокомментируете?
– Это может написать только женщина, которая как раз была не готова к рождению ребёнка, которая, скорее всего, в детстве перенесла какие-то психологические травмы. Она, вероятнее, тревожная, у неё присутствует деструктивный вид привязанности, в анамнезе не пройдены этапы становления онтогенеза материнской сферы, сложные отношения с отцом ребёнка, сама росла, к примеру, в неполной семье или с тревожной матерью. Причин немало. Здесь настолько всё индивидуально и так много нюансов, что нужна очень глубокая работа по выявлению таких повреждений в материнской сфере. Но я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что если такое пишут, значит у таких женщин что-то не так с материнской сферой. У меня, например, нет такого впечатления, и никогда не было ни с одним ребенком, даже когда их стало семеро. Всё наоборот: столько счастья, нежности, любви, столько положительных моментов, удивлений, тёплых чувств. Я всегда умею найти что-то положительное даже в непростой ситуации. Сложные ситуации заставляют задуматься и многое переосмыслить, научиться новому, стать сильнее, выносливее. Кстати, когда женщина воспринимает свое материнство в таких тёмных красках, надо смотреть, что было в генеалогической сфере, не только у мамы, но и у бабушки, прабабушки, то есть, как минимум в трёх поколениях. Многое передаётся от бабушки к матери, от матери к дочери. И выявлять, на каком этапе были проблемы, и работать с ними. В частности, аборты очень влияют на то, что проблемы будут не только в материнской сфере, но и в роду. Об этом сейчас много пишут.
Есть женщины, которые раздражаются на малыша, потому что он ей не даёт спать ночью, и есть женщины, которые спокойно себя ведут в этой ситуации. Как вы объясните такую разницу?
– На мой взгляд, частично это зависит от индивидуальных характеристик женщины, ее установок, которые формируются в родительской семье. Но это всё-таки в меньшей степени. А в большей степени это связано опять-таки с материнской сферой, от готовности женщины к материнству. Например, она росла одна в семье, никогда не видела младенцев, или она росла в достаточно комфортных условиях, без ограничений, где всегда всё было для неё, не было серьёзных испытаний в жизни, и, конечно, ситуация с недосыпом будет для такой мамы стрессом. И она может срываться на ребёнке. Вообще, я заметила печальную тенденцию: таких женщин, нетерпимых, становится всё больше и больше. Почему? Мы живем в обществе потребления, с установками жить для себя, «жизнь должна быть в кайф», получай от всего удовольствие. И вдруг такие мамы сталкиваются с тем, что появился кто-то, кто лишает их сна, комфорта, каких-то материальных ресурсов. И, естественно, она будет раздражаться на своего малыша. А если у девушки в течение ее взросления были периоды, когда она преодолевала сложные проблемы, трудилась, помогала, да ещё и понянчилась с младшими братом, сестрой, то она будет более спокойно относиться к тому, что её будят по ночам.
Ещё раз скажу по поводу плача ребенка. Не зря говорят, мать и дитя – это диада. Ребёнок очень чутко воспринимает состояние матери, он считывает эту информацию. Чувства перетекают от малыша к маме, и от мамы к малышу. Это происходит ещё во время беременности. Они как одно целое – два в одном. То же самое и после родов. Мы нередко слышим, что период грудного вскармливания – это четвертый триместр беременности. И как раз грудное вскармливание играет огромную роль в первом годе жизни ребенка. Я считаю, что залогом его спокойствия является налаженное грудное вскармливание, а также совместный сон с мамой ночью. Вот тогда мама будет более-менее высыпаться.
«Мать растит народ»
Конечно, и в эти периоды, возможно, что ребёночек будет плакать. Но я уверена, что он будет более спокоен, ему спокойно от того, что мама рядом, он будет это чувствовать и, следовательно, будет меньше плакать. Вообще, только два процента женщин не могут кормить грудью, все остальные способны, просто не борются за грудное молоко, отказываются при малейших трудностях. Опять-таки это связано с тем, что молодые мамочки не умеют преодолевать трудности, хотят «свободы» от постоянного пребывания дома. Их учили, что карьера важнее материнства. Материнство часто воспринимается как «низкоквалифицированный труд», обесценивается, а ведь еще Ушинский писал, что «мать растит народ»... К огромному сожалению, многие женщины бросают кормить своего малыша. Но грудное вскармливание – это не только и не столько про питание и про здоровье. Это основа формирования здоровой цельной личности будущего взрослого человека! Полнота опыта, переживаемого во время естественного вскармливания поистине безмерна. Это тонкая психологическая связь мамы и ребенка, созданная самой природой. А то, что создано природой, имеет под собой прочную основу.
Татьяна Симонова